Поиск:
15:31, 26 июня 2017, понедельник
Версия для слабовидящих

Интересные факты о районе

Начало Железнодорожному району дала Мельковская слобода

Железнодорожный (в 1938–1957 годах — Кагановичский) район исторически возник на месте бывшей Мельковской слободы, располагавшейся на правом берегу Исети.

Образованное еще в начале 20-х годов XVII века поселение угольных и дровяных подрядчиков обязано таким названием притоку Исети — реке Мельковке (Мелкой, Мелковой, Мельковой). По другой версии, река, а за ней и слобода названы по имени одного из первых поселенцев в этих местах — некоего подрядчика Мелькова, поставлявшего бревна для плотины металлургического завода.

В 1730–1750-х годах в Мельковской слободе появляются первые улицы, позже названные 1-й Мельковской (ныне улица Лермонтова) и 2-й Мельковской (в советское время — улица Жданова, ныне улица Мельковская).

В начале XIX века на берегах Мельковки было обнаружено рассыпное золото и основана золотопромывательная фабрика, закрывшаяся к 1830-м годам в связи с истощением месторождения. Мельковская золотопромывательная фабрика, несмотря на кратковременность своего существования, оставила заметный след в биографии будущего Железнодорожного района. Ее территория в 40-е годы XVIII века была использована для сооружения механической фабрики Ятеса — старейшего предприятия Железнодорожного района. Созданное на базе этой фабрики предприятие «Уралтрансмаш» существует и сегодня.

А речка Мельковка, разливавшаяся во время весеннего паводка и доставлявшая тем самым немало хлопот предприятиям и населению, была заключена в трубы в середине XX века.


Улица Свердлова до 1904 года называлась Верхотурской

Улица Свердлова до 1904 года носила название Верхотурская. В 1904 году она была переименована в Арсеньевский проспект и именовалась так вплоть до 1919 года.

С первых пятиэтажных домов, построенных здесь в 1953 году, началось оформление въезда в центр со стороны железнодорожного вокзала — так создавались «парадные ворота» города. Архитекторы В. Безруков, О. Вольхин, М. Рейшер, И. Гришенко работали по принципу комплексной ансамблевой застройки. Одинаковая высота величественных пятиэтажных зданий, единый отделочный материал фасадов придали улице единство в стиле советского неоклассицизма и даже монументальность закрепили за улицей Свердлова славу местного «Невского проспекта».


Строительство первой ветки свердловского метро началось на территории Железнодорожного района

Бурение первой разведочной скважины на будущей трассе метро началось 15 ноября 1974 года на территории Железнодорожного района — у стадиона «Динамо».

Начало работ по сооружению метрополитена пришлось на следующее десятилетие. 4 марта 1980 года специалисты треста УралТИСИЗ приступили к бурению первой из пяти скважин в районе стадиона «Локомотив».

В августе того же года на пересечении улицы Челюскинцев и переулка Невьянского были начаты работы по непосредственному строительству первой линии метрополитена: первый ковш грунта был вынут на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции «Уральская».


В 1970–80-е годы Железнодорожный район шефствовал над колхозами и совхозами Байкаловского района

Для обеспечения жителей овощной продукцией и поддержания сельскохозяйственных предприятий в 1970–80-е годы Железнодорожный район оказывал шефскую помощь Байкаловскому району. Каждый год, прежде чем наметить конкретный план помощи хозяйствам, селам и деревням, руководство района выезжало на поля и фермы, изучало и обобщало пожелания, проблемы, сопоставляло с ними свои возможности.

В результате сотрудники предприятий, студенты, школьники трудились в совхозах и колхозах Байкаловского района на посевной, прополке, уборке урожая, с участием предприятий района в хозяйствах строились молочно-товарные фермы, мастерские по ремонту машин, силосные траншеи, внедрялись новые доильные аппараты. Словом, байкаловское село было еще одним объектом районной власти, а для предприятий — цехом.


До революции поселок Семь Ключей был одним из мест отдыха екатеринбургских купцов

Поселок Семь Ключей расположен в западной части Екатеринбурга. До революции он был одним из мест отдыха екатеринбургских купцов.

В 1932 году вблизи семи родников — название поселка происходит от них — несколько строителей Уралмаша, не имеющих крыши над головой, устроили на пустующей земле шесть землянок. Этот пример оказался заразительным: в 1934 году на этом месте имелось уже 13 домов, причем число желающих поселиться здесь постоянно росло за счет рабочих вагонного депо и других подразделений железной дороги. Так, землянки и первые 13 домов стали основой поселка Семь Ключей.


С момента своего основания в 1938 году и на протяжении 19 лет Железнодорожный район назывался Кагановичским

С момента своего основания в 1938 году и на протяжении 19 лет Железнодорожный район назывался Кагановичским — в честь народного комиссара путей сообщения Л.М. Кагановича.

12 сентября 1957 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР район получил современное наименование. Как и прежде, в названии имелся производственный подтекст — значительная часть жителей района трудилась на железной дороге.


В 1929 году по территории Железнодорожного района прошел первый трамвай

7 ноября 1929 года была открыта первая в городе трамвайная линия — она соединила железнодорожный вокзал с Цыганской площадью (ныне — район улицы Фурманова). Спустя два года, в 1931 году, было начато трамвайное движение от железнодорожного вокзала до поселка Уралмаш.

На Сортировке трамваи начали ходить в 1949-м: прежде, чтобы съездить в Свердловск, нужно было идти на станцию за три километра.


Имя будущему культурно-зрелищному центру «Стрела» выбирали всем городом

Во второй половине 1970-х годов важным событием для жителей Сортировки стало открытие широкоэкранного кинотеатра «Стрела» со зрительным залом на 400 мест, который был построен в Горнозаводском поселке на перекрестке улиц Летчиков и Армавирской.

За сооружением кинотеатра следил весь город. Особенный интерес свердловчан вызывало название нового очага культуры: дирекция киносети и газета «Вечерний Свердловск» объявили и провели общегородской конкурс на лучшее имя для «новорожденного». В конкурсе приняли участие многие горожане, предложившие разные варианты названия, в том числе «Березка», «Весна», «Галактика», «Горн», «Золушка», «Планета», «Черемшина», «Экспресс». Комиссия признала победителями конкурса А. Шкарабу, О. Косареву, А. Ждановича, предложивших дать новому кинотеатру название «Стрела».

Примечательно, что с открытием кинотеатра «Стрела» в Железнодорожном районе, где проживало 1/10 часть населения города, сосредоточилось более четверти всех мест городской киносети.


Летчик-космонавт Василий Лазарев, совершивший в сентябре 1973 года космический полет на «Союзе-12», окончил среднюю школу № 2 (ныне — гимназия № 155) Железнодорожного района

Учащийся средней школы № 2 (ныне — гимназия № 155) Железнодорожного района Василий Лазарев стал летчиком-космонавтом. В сентябре 1973 года в качестве командира корабля он совершил космический полет на «Союзе-12», сделавшем 32 оборота вокруг Земли за 47 часов 16 минут.

После этого полета тема космоса в Железнодорожном районе приобрела особое звучание: учащаяся молодежь установила тесный контакт с космонавтом Лазаревым, а в пионерских дружинах было организовано соревнование, победители которого получали право носить звание «юный лазаревец» и возможность посетить Звездный городок. Герой Советского Союза летчик-космонавт полковник Василий Лазарев приехал в Свердловск летом 1976 года. Пионеры и комсомольцы Железнодорожного района подготовили космонавту сюрприз — организовали встречу с его учительницей Е.Н. Вотчинской.

В свою очередь трудовые коллективы Железнодорожного района выдвинули кандидатуру Василия Лазарева на присвоение ему звания почетного гражданина города Свердловска, которое было закреплено решением № 396-а от 15 ноября 1978 года.


Дома на улице Челюскинцев в районе Привокзальной площади, возведенные в 1967–1968 годах, стали первыми десятиэтажными домами в городе Свердловске

На улице Челюскинцев в районе Привокзальной площади в 1967–1968 годах были возведены десятиэтажные дома, аналогов которым в Свердловске еще не было.

Первым в марте 1967 года въехал в первый в городе десятиэтажный дом составитель поездов «Свердловск — Товарная» М. Нуртдинов. Его семья из шести человек заняла трехкомнатную квартиру за номером 1.

Комплекс высотных зданий включал 216 квартир, магазины, закусочную, кондитерскую, что было удобно и для жителей, и для гостей города.


Здание спорткомплекса «Динамо», по форме напоминающее корабль, является ярким образцом архитектуры советского конструктивизма

Каменное пятиэтажное здание Дома физкультуры — современного спорткомплекса «Динамо» — было сооружено в начале 1930-х годов на стрелке городского пруда по проекту архитектора В.Д. Соколова. Сложный двухчастный объем постройки имеет богатую по пластике композицию и напоминает по форме корабль. Сходство с судовой архитектурой подчеркнуто остроугольным выступом сплошного остекления, наподобие носовой части корабля. Фасадом здание точно ориентировано на плотину Городского пруда, тем самым включено в систему планировочных осей застройки исторического ядра Екатеринбурга.

После окончания строительства этот яркий образец архитектуры советского конструктивизма стал ведущим спортивным сооружением города.

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга
Яндекс.Метрика

Главные новости города