Поиск:
15:37, 26 июня 2017, понедельник
Версия для слабовидящих

История района

Кагановичский район

Весной 1938 года завершился подготовительный период создания нового района, названного в честь народного комиссара путей сообщения Кагановичским.

Выбор названия был данью времени: в Советском Союзе наименование населенных пунктов в честь видных большевиков, особенно из числа сподвижников И.В. Сталина, было делом общепринятым. В названии нового района Свердловска имелся не только политический смысл, но и производственный подтекст: значительная часть жителей Кагановичского района трудилась на железной дороге, прежде всего на Свердловском железнодорожном узле.

Этот фактор сыграл существенную роль и при определении территорий, которые горсовет в 1938 году включил в состав Кагановичского района. Ядром нового административно-территориального образования стала бывшая Мельковская слобода. Кроме того, в состав района были включены поселки Горнозаводской, Красная Звезда, Семь Ключей, Сортировка.

Часть этих поселков возникла при станциях железной дороги имени Л.М. Кагановича, и значительная доля населения являлась железнодорожниками. Таким образом, создавая новый район, областные и городские власти включили в его состав кварталы и поселки, находящиеся в непосредственной близости от полотна железной дороги и от железнодорожных станций «Свердловск-Пассажирский» и «Свердловск-Сортировочный».

Именно по этой причине в ведении исполкома Кагановичского райсовета оказалась большая и разбросанная территория, причем отдаленные поселки Красная Звезда, Семь ключей и Сортировка находились на почтительном расстоянии от центра района (бывшей Мельковской слободы) и не имели с ним надежного транспортного сообщения, за исключением Железнодорожного.

Отдаленные территории

Позднее к территории района присоединились поселки Северка и Палкино. Каждый из них имеет свою историю. Последний, например, по возрасту гораздо старше не только района, но и города.

Официально история поселка Палкино делится на два периода— доисторический и со второй половины XVI века, так как место, на котором находится Палкино, было освоено и использовалось человеком еще задолго до этого— в течение нескольких тысяч лет. Сегодня Палкино входит в реестр охраняемых государством археологических памятников.

За Палкино находится уникальный природно-археологический памятник — Сад камней. Предполагают, что сад с древнейших времен был священным «местом силы», объектом поклонения и даже средством исцеления.

Со второй половины XVI века начинается официальная история деревни Палкино. Существует две версии его возникновения. Первая, что поселение основал некий разбойник — атаман Михаил Палкин. В то время по указу Иоанна Грозного была дана всем разбойникам той поры вольная, но с одним условием: если пойдут они в Сибирь под предводительством Ермака Тимофеевича Аленина.

Согласно еще одному местному преданию, основано Палкино было уже справедливым разбойником Палкиным. Местный Робин Гуд обчищал торговые обозы неправедных торговцев и щедро одаривал бедных, за что и был почитаем среди простого люда.

Богат историей и поселок Северка. Поселения здесь существовали, возможно, еще пять тысяч лет назад, что доказывает существование в трех километрах от поселка скал, на которых в 1985 году были открыты писанцы древних людей. Писанцы сохранились только на трех из пяти скал на высоте от 1,2 метра над землей. Ученые определяют время создания писаницы третьим тысячелетием до нашей эры.

Название поселок получил от речки Северки. По одним данным он возник в 1725 году в центре углезаготовок. Место для сырьевой базы подобрано лично Василием Татищевым и Георгом Вильгельмом де Генниным. По другим данным — в начале XX века. До этого в глухом по тем временам месте была дача екатеринбургского золотопромышленника Зигмунда Ялищиновского. Здесь он охотился. Дачу сторожил рабочий золотых приисков Иван Столбов, он и был первым поселенцем Северки.

Война

С первых дней войны Кагановичский военкомат (образован 26 сентября 1939 года) стал центром мобилизационной работы. Всего за годы войны на фронт было призвано 18300 жителей Кагановичского района.

Свердловская железная дорога с первых дней приняла огромную нагрузку. Только по неполным данным на Урал во время войны было эвакуировано 667 предприятий, значительная часть из них — в Свердловскую область. Новые предприятия в отдельных случаях, создавались на базе эвакуированных заводов. Некоторые из них навсегда получали свердловскую прописку и стали со временем флагманами промышленности Кагановичского района.

В самом начале войны в Свердловск было привезено оборудование Любочанского завода пластмасс и Охтинского химического комбината. На базе этих предприятий в августе 1941 года был создан Свердловский завод пластмасс. Едва начав работать, завод стал выпускать различную продукцию, в которой нуждались танкостроительные и авиастроительные предприятия, а также заводы, занимающиеся производством боеприпасов.

Ижорский броневой, Московский и Подольский танковые заводы разместились на производственных площадях завода «Металлист» и образовалось новое промышленное предприятие «Свердловский завод № 37 имени Серго Орджоникидзе».

А в 1943 году, несмотря на трудности и тягости военного времени, при институте на территории Кагановичского района строится опытный завод — опытно-экспериментальная база УНИХИМа. В годы Великой Отечественной войны УНИХИМ фактически стал всесоюзным центром, сосредоточив значительную часть научных кадров нескольких институтов Наркомхимпрома, а также предприятий оборонного значения, эвакуированных из Москвы, Ленинграда и Харькова.

В начальный период войны на станциях Свердловска разгружались эшелоны, в которых находилось имущество многих культурных и научных учреждений. В столицу Среднего Урала эвакуировалось и население регионов, пострадавших от военных действий. К началу 1942 года численность жителей увеличилась с 423 тысяч (1940) до 620 тысяч человек. Часть эвакуированного населения была размещена на территории Кагановичского района.

Уже в июле 1941 года первый госпиталь, развернутый на территории Кагановичского района принял легкораненых красноармейцев. С октября стали поступать тяжелораненые. Сотрудники предприятий, учреждений, школ района взяли шефство над лечебными учреждениями. В кротчайшие сроки были выполнены ремонтные работы, организовано дежурство у тяжелораненых бойцов, посещение и оказание посильной помощи легкораненым, выступления концертных коллективов. За годы войны тысячи воинов прошли курс восстановительного лечения в госпиталях.

В 1941–1945 годах население Кагановичского района постоянно оказывало помощь железной дороге. Труженики различных заводов и учреждений, после окончания своего трудового дня, а также в выходные дни, регулярно участвовали в разгрузке и погрузке вагонов, в работах по ремонту и очистке железнодорожных путей.

Среди частей, сформированных на Урале, особое место занимает 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. Этот корпус был оснащен танками, построенными сверх плана на уральских заводах, и укомплектован добровольцами, жителями Молотовской (Пермской), Свердловской и Челябинской областей. В столице Урала была образована 197-я Свердловская танковая бригада, вошедшая в состав корпуса. Среди бойцов этой бригады были и жители Кагановичского района. Добровольческий танковый корпус, равно как и многие другие уральские воинские соединения, прошел славный боевой путь. Менее чем за два года он преодолел пять с половиной тысяч километров, из них две тысячи километров было пройдено с боями.

Имена жителей Кагановичского района, ушедших на фронт (18300 человек), отдавших свою жизнь в ожесточенных боях (1764 человека), умерших от ран в госпиталях (376 человек), погибших в плену (5 человек), пропавших без вести (1480 человек) навсегда вписаны в историю района.

Восстановление хозяйства

За самоотверженный труд 1517 жителей Кагановичского района были удостоены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Многие предприятия награждены орденами.

Указом президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года коллективу завода «Металлист» (ныне ФГУП «Уралтрансмаш») был вручен орден Трудового Красного Знамени, а переходящее знамя наркомата и ВЦСПС передано на вечное хранение. Свердловский ремонтно-механический завод «Главэнергозапчасть» (ныне ОАО «Завод бурового металлургического оборудования») за активную помощь фронту был награжден Красным Знаменем ВЦСП и наркомата электростанций. Комбинату «Победа» было присвоено звание «Лучшая база» с вручением Красного Знамени Главного управления государственных материальных резервов.

Большая часть предприятий Кагановичского района в послевоенные годы начали переход на выпуск гражданской продукции. Быстрыми темпами шла перестройка производства на заводе «Сталькан», где был создан специальный цех по производству столовых и чайных ложек из нержавеющей стали. Широкий спектр товаров народного потребления был начат на заводе «Пластмасс». В рамках конверсии завода № 50 «Металлист» предприятие должно было освоить серийное производство узлов для тяжелых нефтебуровых установок, тендеров паровоза «СО», механизмов парораспределения паровоза, углепогрузочных машин типа «Джой», породопогрузочных машин типа «Эймко-21».

Яркой приметой мирного времени стало жилищное строительство, развернувшееся на территории Кагановичского района. Архитекторами «Свердлоблпроекта» (ныне ОАО «Уралгражданпроект») был разработан генеральный план и проекты детальной планировки городов области. Архитекторами О.Л. Вольхиным, М.В. Рейшером, И.А. Грушенко и другими был выполнен план комплексной застройки улицы Якова Свердлова — парадной выездной магистрали от вокзала к центру города.

Важная роль в реализации архитекторских проектов отводилась предприятиям, в том числе тем, которые появились на территории района в послевоенный период. Завод минеральной ваты (1952), завод гипсовых изделий (1957), Мостостроительный поезд (1953) внесли неоценимый вклад в развитие строительной индустрии города.

Однако ни одно предприятие не могло сравниться по темпам жилищного строительства Свердловской железной дороги. Создание отделений, явилось одним из факторов, ускорившим темпы возведения жилья. Другим, не менее эффективным, стало создание собственной производственной строительной базы. Трест «Уралстройпуть» (ныне ОАО «Уралтрансстрой») старейшее на территории Кагановичского района строительное предприятие, созданное еще в конце двадцатых годов. Начиная с 1955 года у «Свердловсктрансстроя» появилась возможность привлекать к строительству на субподрядных началах специализированные тресты: «Уралтранстехмонтаж», «Уралстроймеханизация», «Мостстрой», Трансэлектромонтаж«, «Транссигналстрой», «Транссвязьстрой» и другие.

Железная дорога не только наращивала масштабы многоэтажной застройки, но и стимулировала индивидуальное жилищное строительство, выдавая ссуды своим сотрудникам. Возможность получения ссуд увеличило количество индивидуальных застройщиков, облюбовавших для своих домов микрорайон поселка Семь Ключей.

Благоустройство территории и развитие транспортного сообщения, имело для Кагановичского района особое значение в послевоенное время. На Сортировке трамвай был пущен еще в конце 1940-х годов, а в поселок Семь Ключей трамвайный путь проложили в 1953 году. Это позволило жителям отдаленных территорий приблизиться к объектам инфраструктуры более развитой центральной части района. В работах по благоустройству района эффективно участвовали жители, возглавляемые уличными комитетами и комиссиями содействия.

В Кагановичском районе, не считая реконструкции привокзальной площади, был проведен ремонт, благоустройство дорог и тротуаров, очищены дренажные сооружения, а также организованы покраска ряд фасадов и ремонт заборов.

В послевоенные годы самым большим вниманием и заботой были окружены юные жители, растущие под мирным небом, те, кто в самые ближайшие годы начнут трудиться на благо родного района, города, на благо всей страны.

Оттепель

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР район, 19 лет носивший имя Л.М. Кагановича, был назван Железнодорожным. 19 сентября 1957 года новое название района было закреплено постановлением исполкома Свердловского городского Совета. В этот же период территория Железнодорожного района несколько увеличилась, прежде всего, за счет упраздненного Молотовского района.

К началу семилетки население Железнодорожного района насчитывало немногим более 91,3 тысячи человек. Большая часть (51869 человек) проживали в привокзальном районе и Горнозаводском поселке. Численность жителей других микрорайонов колебалась от 26 тысяч на станции «Свердловск-Сортировочный» до 2,5 тысячи в Семи Ключах. Женщин было значительно больше мужчин. Мужское население составляло 44,2 %. Такая существенная разница являлась прямым следствием огромных потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Трудоспособное население района составляло более 49 тысяч человек. Основная часть работающих была занята либо в промышленности — 14658 человек (29,4 %), либо на железнодорожном транспорте — 12980 человек (26,0 %). Возросшие объемы строительства резко увеличили число рабочих, занятых в строительной отрасли — 5335 человек (10,7 %). В сфере торговли и общественного питания трудилось 6,5 %, в учреждениях культуры и социального обеспечения — 4,7 %, в образовании — 5,0 %, в коммунальном хозяйстве — 2,4 % и так далее.

Во второй половине 50-х и 60-е годы на территории Железнодорожного района продолжилось новое промышленное строительство. Вступают в строй кислородно-ацетиленовый завод, трест «Строймеханизация № 2», автоколонна № 1212, завод по ремонту трамваев и троллейбусов, Уральское отделение Всесоюзного института железнодорожного транспорта, завод по розливу вин и производству шампанского, объединение «Хозтовары», база «Главторгодежда» и другие.

Быстрыми темпами расширяются и модернизируются производственные мощности существующих предприятий.

Масштабные работы развернулись и в сфере жилищного строительства. Это стало одним из наиболее значительных достижений социальной политики государства. Количество вводимого жилья увеличивалось ежегодно за счет создания мощной строительной индустрии и механизации производства. Если в 1949 году на территории Железнодорожного района было построено 3,5 тысячи квадратных метров жилья, то в 1959 году введено уже около 54 тысяч квадратных метров.

Основная масса домов — типовые крупнопанельные пятиэтажки, названные в народе хрущевками.

Строительство жилья было одной из важнейших задач для всех предприятий района. Рабочие 11-го управления треста «Свердловсктрансстрой» только в 1961 году возвели в поселке станции «Свердловск-Сортировочный» восемь многоэтажных крупнопанельных домов общей жилой площадью более 16 тысяч квадратных метров.

На улице Челюскинцев, в районе Привокзальной площади в 1967-1968 годах были возведены десятиэтажные дома, аналогов которым в Свердловске еще не было. Новые дома еще больше украсили Привокзальную площадь, реконструкция которой была начата в 1960 году. Первым изменился облик вокзала, выполненный по проектам архитекторов «Уралгипротранса» В.В. Безрукова и В.Р. Рабиновича. Проект предусматривал значительное увеличение площади здания вокзала за счет сооружения двухэтажных пристроев, получивших название «крылья». Еще одной новой приметой старой площади стал памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса (авторы монумента — В.М. Друзин, П.А. Сажин, архитектор — Г.И. Белянкин), торжественное открытие которого состоялось 22 февраля 1962 года. Реконструкция Привокзальной площади была завершена строительством гостиницы «Свердловск». Работы были выполнены СУ № 9 треста «Свер­дловск­граж­дан­строй» по проекту архитектора А.Б. Фишзона. При производстве работ был демонтирован подъездной железнодорожный путь, длительное время соединявший железную дорогу с мельницей.

Под пристальным вниманием специалистов исполкома Железнодорожного района находились и вопросы благоустройства территории. В годы семилетки были выполнены большие объемы работ по озеленению. На улицах Азина, Свердлова, Технической, Челюскинцев, проспекте Космонавтов была организована посадка большого количества деревьев. Если на одних улицах шло озеленение, то на других магистралях кипела бурная работа по сооружению новых пешеходных тротуаров и ремонту дорожного покрытия. Только в 1964 году строители благоустроили около 49 тысяч квадратных метров дорог и уложили 34 тысячи квадратных метров новых тротуаров. Новое дорожное покрытие и новые тротуары появились на улицах Ольховской, Тагильской, Станционной, Гражданской, Строителей, Минометчиков и Стрелочников. На улицах района по решению горисполкома было установлено 266 светильников. Благодаря выполненным работам в районе стало чище и светлее. Активное жилищное строительство, благоустройство территории требовало соответствующего развития транспортной сети. С 1958 года началось обновление трамвайного парка. Вагоны старого типа были заменены чехословацкими трамваями «Татра».

В 1964 году второй путь трамвайной линии дошел от улицы Бебеля до поселка Семь Ключей. Трамвайное движение перенесено с улицы Свердлова на улицы Луначарского и Челюскинцев. На улице Свердлова остался один безрельсовый транспорт. Именно эти годы стали переломными в истории развития автобусного движения. К услугам пассажиров были предоставлены самые комфортабельные автобусы того времени — «Икарусы». Увеличилось количество маршрутов, проходящих по территории Железнодорожного района.

В целом годы семилетки для Железнодорожного района были временем крупных свершений и серьезных успехов, достигнутых в различных областях. Район успешно участвовал в городском социалистическом соревновании и при подведении итогов регулярно оказываться в тройке призеров. Предприятия, учреждения и организации района за достижение высоких показателей награждались орденами, Красными Знаменами.

В целом по итогам семилетки Железнодорожный район был признан победителем в социалистическом соревновании, и ему было передано на вечное хранение Знамя обкома КПСС, облисполкома, обкома ВЛКСМ.

Рождение Сортировки

К началу 70-х годов Железнодорожный район был территорией с развитой структурой промышленных предприятий, строительных организаций, проектных институтов, учреждений образования и культуры. Здесь находился крупнейший железнодорожный узел Свердловского отделения дороги с пассажирской и сортировочной станциями.

Население района к началу 70-х годов составляло 114 тысяч человек. Прирост был достигнут за счет естественной миграции. Рождаемость еще оставалась выше смертности, но темпы повышения рождаемости значительно снизились.

В этот период сохранялся рост производства, культурного и научного потенциала, происходило повышение жизненного уровня населения. В качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось на первый план развитие науки и техники, внедрение научных достижений в практику. Затраты на развитие науки и техники выросли в эти годы более чем в три раза. Численность научных работников увеличилась вдвое.

На рубеже 60-70-х годов были созданы научно-производственные объединения (НПО), которые предназначались для создания новейших образцов техники. На предприятиях продолжалась реконструкция производства.

Развитие Железнодорожного района в период 70-80-х годов было сосредоточено в микрорайонах, которые позднее назовут Новая и Старая Сортировка, поселке Горнозаводском.

За годы девятой пятилетки было введено 220 тысяч квадратных метров жилья, в том числе на территории района — 115 тысяч квадратных метров. Разница объясняется тем, что предприятия строили дома и за пределами границ района. В первую очередь это касается подразделений Свердловского отделения дороги. Объединение усилий всех хозяйствующих субъектов и органов власти дало положительные результаты. По плану только в 1976 году предполагалось ввести в эксплуатацию 96 тысяч квадратных метров. Забегая вперед, надо отметить, что плановые показатели были перевыполнены. Жилой фонд района увеличился до 1367,7 тысяч квадратрых метров полезной площади, в среднем на одного человека приходилось 11,2 квадратного метра. В ведении местных Советов находилось 189,8 тысячи квадратных метров, ведомства содержали 1061,9 тысячи квадратных метров, частный сектор составлял 116 тысяч квадратных метров.

В 70-80-е годы стояла задача не просто строить дома ускоренными темпами, необходимо было строить качественные дома, со всеми удобствами. К началу 1976 года далеко не все существующие жилые дома отвечали этим требованиям. Из общего количества жилья (в тысячах квадратных метрах) были оборудованы: водопроводом — 972,0, канализацией — 963,6, центральным отоплением — 948,5, горячим водоснабжением — 785,1, душем, ванными — 742,7, газом — 742,7. Дома новой застройки отвечали всем современным требованиям. Возводимые кварталы были не только полностью благоустроены, они имели еще одну общую для того времени черту. Дома заселялись преимущественно работниками определенного предприятия.

После завершения основного этапа строительства жилья в микрорайонах Сортировки общая численность жителей Железнодорожного района составила 130 тысяч человек. Такой значительный рост населения и концентрация его в определенных границах требовала соответствующего развития инфраструктуры территории. Все необходимые объекты были предусмотрены архитекторами, и строительство их осуществлялось одновременно с возведением жилых домов. За годы массовой застройки Сортировки были построены пять новых школ, межшкольный учебно-производственный комбинат, 4 детских комбината.

За два десятилетия Сортировка из маленького станционного поселка превратилась в микрорайон с развитой социальной инфраструктурой, современными жилыми зданиями, мощными производственными предприятиями.

Навстречу «золотому» юбилею

В 70-е годы в Железнодорожном районе наблюдался рост производства, культурного и научного потенциала, происходило повышение жизненного уровня населения.

На 1 января 1978 года в народном хозяйстве Железнодорожного района трудилось пять лауреатов Государственной премии и один лауреат Ленинской премии. Все лауреаты были сотрудниками завода имени Якова Свердлова (ныне Уралтрансмаш), получившие высокие государственные награды за освоение и постановку в серийное производство изделий специального назначения. Конструкторами и технологами был создан целый букет новых видов самоходной артиллерийской техники на базе единого шасси «Акация», «Тюльпан» и «Гиацинт-С».

В конце 60-х годов из состава завода имени Якова Свердлова был выделен и преобразован в отраслевой институт министерства оборонной промышленности Свердловский научно-исследовательский технологический институт СНИТИ (ныне «УралНИТИ»). В 1979 году на улице Луначарского был построен и введен в эксплуатацию инженерно-лабораторный корпус СНИТИ площадью 18,5 тысячи квадратных метров.

Расширилось производство и лабораторная база, которые были оснащены новым оборудованием и приборами.

УНИХИМ сформировался как крупный отраслевой институт, основная задача которого — совершенствование и разработка новых технологий производства продуктов неорганической химии, оборудования и приборов, перспективные исследования и получение новых материалов для наукоемких отраслей промышленности.

Технологические достижения «оборонщиков» приносили плоды и на предприятиях «мирного» профиля. Совершенствовалась продукция механического завода № 4, выпускающего различные краны, в которых ощущалась потребность на всей территории СССР.

Плодотворно влияли на экономику предприятий Железнодорожного района заказы, направленные на развитие Северных регионов, в первую очередь нефтяной и газодобывающих отраслей. В июле 1975 года механический завод № 4 отправил тюменским нефтяникам универсальный самоходный кран. Годом позже предприятие выполнило заказ строителей БАМа и «Колымагэсстрой».

Еще во второй половине 60-х годов специалисты «Уралгипротранса» выполнили изыскания и составили проектное задание на 50-километровом отрезке участка Бамовская — Тында по заказу Мосгипротранса. Чуть позднее был выдан технический проект на 100-километровом отрезке участка Чара — Тында по заказу Ленгипротранса. Работы выполнялись в сложнейших рельефных и инженерно-геологических условиях со сплошным развитием вечной мерзлоты, марей, курумами, термокарстом, погребенными льдами. В последующие годы институтом выполнены проекты по участкам Тында — Беркакит, Улагир — Февральск.

Продолжилось развитие промышленных предприятий Железнодорожного района. В 1970 году Свердловским горисполкомом был выделен земельный участок в районе улиц Монтажников и Маневровой для строительства производственной площадки Свердловского кислородно-ацетиленового завода.

Через шесть лет Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь кислородного производства на базе крупнотоннажной установки разделения воздуха. Ацетиленовая станция мощностью 2800 тонн была пущена в 1987 году. В 1976 году завод полностью перешел на выпуск криогенных емкостей, остановив газовое производство. В 1982 году воздухоразделительная станция для получения жидкого и газообразного кислорода и азота высокой чистоты была отправлена на Кубу, для строящейся атомной электростанции. Аналогичные станции, изготовленные уральцами, работали в Болгарии, Венгрии, Египте и Индии.

Свердловский завод бурового и металлургического оборудования приступил в 1977 году к серийному выпуску узлов для нефтяных буровых установок «Уралмаш 3000-ЭУК». Объем выпуска узлов возрос к 1982 году в 17,9 раза. В десятой пятилетке завод провел реконструкцию и расширение предприятия.

Был построен новый механосборочный корпус, очистные сооружения, питьевой водопровод, организован комплексно-механизированный участок станков с числовым программным управлением. Введены новые мощности на выпуск 7,5 тонны механоизделий. Заводом построено 7,3 тысячи квадратных метров жилья, снесено 7 бараков и отселено из них в благоустроенные квартиры 188 семей.

На территории Железнодорожного района было открыто первое предприятие для социально незащищенной категории населения — УПП-ВОС. Работники изготавливали жгуты автопроводов для автомобилей «Урал», «КрАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ», а также дорожной техники и сельскохозяйственных машин.

Кроме того, появился комбинат рыбной гастрономии, завод по ремонту трамваев и троллейбусов. Завод гипсовых изделий организовал изготовление гипсокартонных листов повышенной прочности, удобных при монтаже. На заводе «Пластмасс» в 1980 году было сооружено новое помещение, в котором было смонтировано оборудование японской фирмы «Коджин».

В феврале 1981 года на заводе началась эксплуатация агрегата, поставленного станкостроителями ГДР. Этот агрегат позволил резко увеличить объем производства высококачественной пленки.

В автоколонне 1212 после организации централизованной производственной базы для технического осмотра и ремонта автомобилей был построен производственный корпус площадью 2500 квадратных метров, оснащенный смотровыми канавами, подъемным оборудованием. Появились малярный, моечный и цех диагностики автомобилей. Причем, участок диагностирования автомобилей был одним из лучших в городе.

К началу 80-х годов все более значимую роль в социально-экономическом развитии Железнодорожного района играли предприятия мукомольной, пищевой, легкой, текстильной промышленности. На территории хлебомакаронной фабрики был построен склад для бестарного хранения муки.

Кроме того, на предприятии была газифицирована котельная, а также установлены в макаронном цехе автоматы по фасовке продукции. Новая технология появилась на мукомольном заводе, где была смонтирована машина, предназначенная для укладки готовой продукции на поддоны с последующей погрузке ее в железнодорожные вагоны.

С 1970 по 1978 годы на холодильнике № 1 была проведена большая реконструкция компрессорного и технологических цехов. В 1974 году на «Хладокомбинате № 3» была пущена фабрика мороженого с проектной мощностью 15 тонн в смену.

Для обеспечения жителей овощной продукцией и поддержания сельскохозяйственных предприятий в 70-80-е годы руководство Свердловской области приняло постановление «О мерах по организованному проведению уборки урожая и заготовок картофеля, корнеплодов и овощей». В рамках реализации постановления Железнодорожным и Байкаловским районами был заключен договор о шефской помощи. Сотрудники предприятий, студенты, школьники выезжали в совхозы и колхозы Байкаловского района на посевную, прополку, уборку урожая. Так только осенью 1974 года Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта направил на поля 829 студентов, перекрыв плановое задание.

Швейный цех на улице Луначарского так же, как и все ателье и швейные цеха, в 1975 году вошел в состав ПО «Свердлгоршвейбыт». Учитывая износ оборудования, было принято решение закрыть цех на капитальный ремонт, и после реконструкции открыть ателье высшего разряда «Невеста». Ассортимент швейников был очень большой. Помимо свадебной, осуществлялся пошив легкого платья, верхней и корсетной одежды, изготовление головных уборов, декоративных цветов.

Общий товарооборот предприятий торговли и общественного питания в 1983 году возрос до 191,1 миллиона рублей, в том числе по розничной торговле — 147,5 миллиона рублей, в общественном питании — 43,6 миллиона рублей.

В середине 80-х годов образовательные учреждения готовились к масштабным изменениям. Предполагалось начать обучение детей с шестилетнего возраста и продлить срок обучения до одиннадцати лет. этот переход должен был осуществляться постепенно, с учетом создания условий подготовки учительских кадров, желания родителей и уровня развития детей.

Внедрение вычислительной техники стало новинкой в сфере образования и профессиональной подготовки. на базе школы № 148 был создан районный кабинет информатики, в котором обучались старшеклассники школ Сортировки. Школьники центрального микрорайона проходили обучение на базе Уральского государственного университета имени А.М. Горького.

Повышение образовательного уровня работающих должно было и в действительности приводило к активному участию рабочих и служащих в техническом творчестве. В 1983 году на предприятиях Железнодорожного района было создано 42 Совета НОТ, 79 общественных конструкторских бюро, 2 Совета новаторов, 22 общественных бюро нормирования, 96 первичных организаций Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.

Результаты работы предприятий во многом зависели от деятельности первичных коллективов — производственных бригад. К началу 80-х годов бригадная форма организации труда охватывала 60 % рабочих, в районе действовало более 3 тысяч бригад.

В 1983 году общее количество предприятий, участвующих в социалистическом соревновании составило — 62386 человек. Звание «Ударник коммунистического труда» было присвоено 25310 работникам, 75 коллективов боролось за присвоение этого высокого звания.

Организацией досуга молодежи активно занимались инструкторы «Добровольного общества содействия армии авиации и флоту (ДОСААФ)». Активисты районной организации ДОСААФ, занимаясь военнопатриотическим воспитанием, создали 120 первичных организаций, в которых в 1982 году насчитывалось более 51 тысячи членов. Наиболее крупные организации ДОСААФ действовали в Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта, техникуме железнодорожного транспорта, заводе «Пластмасс», СГПТУ № 61, школах № 2 и 3 МПС, а также в школах № 50, 83 и 104.

Спортивные секции действовали во всех образовательных учреждениях, на многих предприятиях. Ежедневно стадионы «Динамо» и «Локомотив», плавательный бассейн и 25 спортивных залов (включая ведомственные) встречали спортсменов и физкультурников. В зимнее время работал каток. В 1984 году в районе было 14 мастеров спорта, 263 перворазрядника, 11970 спортсменов 2-го и 3-го разрядов.

Были в истории спортивных достижений района и самые высокие награды. В 1980 году волейболисткам «Уралочки», выпала огромная честь представлять нашу страну на Олимпиаде в Москве. К этому времени заводская команда уже участвовала в чемпионатах СССР, с 1978 по 1982 год являлась чемпионами страны. Волейболистки «Уралочки» под руководством Н.В. Карполя составляли костяк сборной команды и неоднократно выходили в финальные этапы чемпионатов мира, кубков европейских чемпионов.

Не менее насыщенной была жизнь учреждений культуры. На территории Железнодорожного района продолжилось строительство объектов культурного назначения. В начале 70-х годов появился клуб со зрительным залом на 400 мест на улице Технической, принадлежащий УПП Всесоюзного общества слепых. Завод имени Якова Свердлова построил актовый зал, рассчитанный на 500 зрителей. При каждом учреждении культуры развивалась сеть кружков и клубов по интересам.

Проходили мероприятия и в помещениях киноконцертного театра «Космос». В августе 1975 года он принял молодых сценаристов научно-популярного кино Урала, Сибири и Дальнего Востока, которые посмотрели лучшие фильмы разных студий страны, а также выслушали доклады видных теоретиков и практиков в области научно-популярного кино.

В Железнодорожном районе тема космоса приобрела необычное звучание, так как учащаяся молодежь установила тесный контакт с космонавтом В.Г. Лазаревым. В пионерских дружинах района было организовано соревнование, победители которого получали право носить звание «Юный лазаревец» и возможность посетить Звездный городок. В свою очередь в Железнодорожный район неоднократно приезжали гости из Звездного городка, причем приезжали как школьники, так и космонавты. Летом 1976 года в Свердловск приехал Герой Советского Союза, летчик-космонавт, полковник В.Г. Лазарев.

Пионеры и комсомольцы Железнодорожного района с космонавтом встретились во Дворце молодежи. Почетного гостя на этой встрече ожидал сюрприз, «...юные лазаревцы подготовили встречу космонавта подготовили встречу с его бывшей учительницей Е.Н. Вотчинской». Организатором и вдохновителем «лазаревского» движения в Железнодорожном районе долгие годы была Н.П. Бушманкина.

В 70-х годах одной из любимых тем для разговоров было будущее строительство Свердловского метрополитена. В 1972 году был принят генеральный план развития города до 2000 года, который предусматривал сооружение 47 километров метро. После этого была создана дирекция по строительству метрополитена и определены генеральный проектировщик (институт «Уралгипротранс») и генеральный подрядчик (управление строительства «Свердловскметрострой»). Проектная документация была выполнена сотрудниками института «Свердловскгражданпроект».

15 ноября 1974 года у стадиона «Динамо» началось бурение первой разведочной скважины на будущей трассе метро. Свердловский метрополитен взял старт в семидесятых годах, но начало работ по его сооружению пришлось уже на следующее десятилетие. 4 марта 1980 года специалисты треста УралТИСИЗ приступили к бурению первой из пяти скважин в районе стадиона «Локомотив».

В августе того же года на пересечении улицы Челюскинцев и переулка Невьянского были начаты работы по непосредственному строительству первой линии метрополитена. Эти события пришлись на последний год десятой пятилетки.

В 70-х годах были предприняты меры по увеличению протяженности линий и организации новых трамвайных маршрутов. В 1972 году была построена трамвайная линия, соединившая Орджоникидзевский, Железнодорожный и Верх-Исетский районы.

Новая трамвайная линия была проложена методом народной стройки, в которой приняли участие труженики 22 предприятий, причем наиболее последовательно и эффективно сооружением трамвайного пути занимались представители Железнодорожного района.

Кроме этого, проводилась реконструкция существующих трамвайных линий. В 1979 году был отремонтирован путь, связывающий Сортировку с центром Свердловска. В этот же период райисполком Железнодорожного района с помощью предприятий провел необычную работу на улице Технической. В результате 1200 метров трамвайного полотна были подняты на надлежащую высоту.

В предыдущие годы в дождливую погоду линия постоянно затапливалась, что вызывало прекращение трамвайного движения.

Улучшалась ситуация и с автобусными перевозками. В 80-х годах заметно пополнился парк Свердловского производственного объединения пассажирского автотранспорта № 1 (СПОПАТ № 1). В 1981 году им было получено восемь венгерских автобусов марки «Икарус-280», способных одновременно перевозить до 200 пассажиров. В феврале 1982 года СПОПАТ № 1 запустил в эксплуатацию партию «Икарусов-255», предназначенных для работы на междугородних маршрутах Свердловск — Челябинск, Свердловск — Тюмень и других, а также несколько «Икарусов-280», начавших работать на внутригородских маршрутах. К февралю 1982 года парк объединения насчитывал 1070 автобусов советского и зарубежного производства.

В районе вокзала и прилегающих к нему улиц движение автотранспорта стало настолько интенсивным, что на повестку дня встал вопрос о строительстве подземных переходов. В феврале 1982 года на территории Железнодорожного района был торжественно открыт первый подземный переход на перекрестке улиц Свердлова и Жданова, сооружение которого состоялось в соответствии с планом экономического и социального развития Свердловска. Строительство перехода было заслугой треста «Свердловскгражданстрой» и субподрядных организаций.

Район мог гордиться и другими достижениями в деле благоустройства: за три первых года 11-й пятилетки было построено и капитально отремонтировано 187 тысяч квадратных метров дорог и 94 тысячи квадратных метров тротуаров. Это стало возможным благодаря созданию специализированного предприятия «Дорожно-эксплуатационный участок». Оно имело собственную производственную базу на переулке Выездном, собственный парк специальной дорожной техники. Только за первые годы 9-й пятилетки на благоустройство территории было израсходовано два миллиона рублей. За этот период было высажено свыше 32 тысяч деревьев и кустарников.

В дальнейшем масштабы работ по благоустройству неуклонно возрастали, в 1975 году на подобные мероприятия были выделены более 2,5 миллиона рублей.

За годы прошедших пятилеток внешний облик Железнодорожного района значительно преобразился. Появился и стал его украшением новый микрорайон Сортировочный с высотными жилыми кварталами, новыми школами, детскими садами.

Золотой юбилей Железнодорожного района встречала сплоченная команда предприятий и организаций, трудовые коллективы могли гордиться достигнутыми успехами.

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга
Яндекс.Метрика

Главные новости города