Поиск:
03:35, 28 ноября 2020, суббота
Версия для слабовидящих
Администрация Железнодорожного района

Живая история

А.И. Сметанин
ветеран труда, награжден знаком «Почетный железнодорожник»
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ МАГИСТРАЛИ
Когда началась война, я работал на Егоршинском отделении железной дороги участковым ревизором по безопасности движения поездов. Железнодорожников, кто был связан с движением поездов, на фронт по понятным причинам не взяли. Нашим первейшим долгом было своевременное продвижение воинских эшелонов на фронт и одновременно пропуск на Восток поездов с эвакуированными заводами, с людьми. Нагрузка была такая, что я, как и многие другие, по 10-20 дней не имел возможности побывать дома.
На железной дороге, особенно на участке Свердловск - Каменск-Уральский, не хватало пропускной способности. Как ее увеличить? Командным составом была организована «живая автоблокировка» - на один перегон отправлялись вслед 2-3 поезда. На таких перегонах в любую погоду стояли временные дежурные по станции (из командного состава).
А разве забудется, как помогали раненым! Вскоре после нападения фашистской Германии на Советский Союз на станцию Кунара Егоршинского отделения Свердловской железной дороги стали прибывать санитарные поезда с ранеными бойцами. От этой станции до курорта Курьи, где был военный госпиталь, раненых перевозили на машинах «скорой помощи» (около трех километров). Однако осенью 1941 года из-за плохого состояния дороги такая транспортировка стала невозможна.
Возникла необходимость прибывающие санитарные поезда маневровым порядком продвигать к госпиталю по ветке подъездного пути. Но его техническое состояние внушало большие опасения. Вмешались руководство Егоршинского отделения дороги и я как участковый ревизор по безопасности движения поездов. Медлить было нельзя. После обследования железнодорожного пути решили, что при определенных мерах безопасности можно допустить подачу таких составов на малой скорости.
В течение недели неисправности в путевом хозяйстве были устранены, и в моем присутствии после инструктажа паровозной бригады была сделана подача поезда на эту железнодорожную ветку. Особая опасность заключалась в том, что часть поданного состава при стоянке и выносе раненых находится на уклоне (что грозит самопроизвольным уходом вагонов, т.к. истощимые автотормоза не гарантировали длительную задержку состава на уклоне). Требовалось особо умелое управление тормозами, делать перетормаживание и применение ручных тормозов, которыми оборудованы старые четырехосные пассажирские вагоны.
В течение почти двух месяцев подача пассажирских вагонов на подъездной путь проходила без сбоев. Но однажды в октябре, в три часа ночи меня разбудил телефонный звонок:
- Анатолий Иванович! - сбивчивым голосом говорил дежурный по станции, - при подаче санитарного поезда на площадку выгрузки машинист не удержал состав, он покатился под уклон...
Словно током ударило это страшное сообщение. Начальник отделения дороги и я срочно выехали на место происшествия. Не пересказать, как волновались. К счастью, беды не случилось. А ведь могло произойти непоправимое - гибель людей. Уход состава под уклон случился потому, что машинист неумело сделал перезарядку автотормозов.
Описанный выше случай с уходом состава под уклон напомнил нам о необходимости неослабно быть бдительными (а в моей памяти воскресил суровый урок, который получил в молодости).
...Это произошло еще в начале 30-х годов. Совсем молодым я получил право управления паровозом. Однажды рано утром въезжал на станцию Карталы. Вдруг увидел впереди хвостовые сигналы поезда... «Путь занят!» - молнией пронеслось в голове. На раздумье - доли секунды. Применил экстренное торможение паровозом, но на него давила масса поезда. Столкновение казалось неизбежным. И - вздох облегчения: впереди стоящий поезд начал движение...
На всю жизнь запомнился мне этот урок. Для меня бдительность и ответственность стали главной, наверное, чертой характера. Да и жизнь сложилась так, что более 40 лет из 54-летнего трудового стажа я отвечал за безопасность движения поездов. В том числе 29 лет работал первым заместителем главного ревизора Свердловской железной дороги.
В военное время приходилось выполнять и особые задания. Так, 30 марта 1945 года мне пришлось сопровождать на локомотиве специальный поезд, в котором в одном из вагонов перевозился саркофаг с телом В.И. Ленина для последующей доставки в Мавзолей на Красной площади в Москве.

Главные новости города

© 2002 - 2020 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2020 Официальный портал г.Екатеринбурга
Яндекс.Метрика