Поиск:
04:31, 25 сентября 2020, пятница
Версия для слабовидящих
Администрация Железнодорожного района

Поезд сквозь войну

В годы Великой Отечественной войны железные дороги выполнили невиданные в мировой практике размеры воинских перевозок. В сложных условиях под бомбардировками вражеской авиации и артобстрелами железнодорожники бесперебойно доставляли фронту войска, технику, вооружение, боеприпасы, горючее и продовольствие. В сжатые сроки осуществили колоссальную работу по перебазированию промышленности и эвакуации населения в восточные районы страны. Эвакуировано 18 миллионов человек и 2593 крупных заводов и фабрик. За четыре военных года непосредственно для армии доставлено более 19,7 миллиона вагонов, в том числе 9,8 миллиона с войсками и 9,9 миллиона с воинскими грузами.

БЬЁТ РОДИНА В НАБАТ
С началом Великой Отечественной войны объем перевозок резко возрос, на фронт шли эшелоны с войсками и военными грузами, на восток – с эвакуированными предприятиями и населением. Эти два гигантских встречных потока требовали от железнодорожников исключительной организованности и точности в работе.
Перестройка работы железнодорожного транспорта началась с первого дня войны. 24 июня 1941 года обе дороги (Пермская и имени Кагановича, которые в 1953 году были объединены в одну — Свердловскую) перевели на военный режим. На всех узлах и предприятиях прошли митинги.
«Клянёмся с честью стоять на своих постах и оперативно продвигать поезда, работать по-военному, столько, сколько потребует от нас Родина», — писали в резолюции, принятой на митинге рабочих и служащих депо Свердловск-Сортировочный.
24 июня 1941 г. введен воинский график, предусматривающий первоочередное продвижение поездов с войсками и военными грузами. По главному пути дороги эшелоны шли с невиданной скоростью 800-900 км в сутки при норме в 700 км. Иногда расстояние между поездами составляло 600-700 метров. С 26 июня по 15 июля 1941 г. (за 20 дней) дорога пропустила точно по графику 983 воинских эшелона.
Но одних организационных мер и самоотверженности было мало, чтобы справиться с резко возросшим объемом перевозок. На Свердловской дороге началось строительство новых линий общей протяженностью около 1 000 км. Наиболее крупной из них являлась линия Сосьва – Алапаевск (157 км). Одновременно с этим наращивались станционные пути на участках Свердловск - Вагай, Свердловск - Шаля, что давало возможность удлинить поезда, увеличить их вес. Были реконструированы узлы Свердловск-Сортировочный и Смычка, построены обходы Свердловского и Тагильского узлов, введена в строй автоблокировка на участке Кушва - Надеждинск.

И СТАР, И МЛАД – КОВАЛИ ВСЕ ПОБЕДУ
Важнейшей частью перестройки транспорта на военный лад явилась подготовка новых кадров, способных заменить тысячи квалифицированных рабочих, ушедших на фронт. Основным источником пополнения кадров были женщины и молодежь. В 1944 г. на Свердловской железной дороге женщины составляли более половины всех работников и смело овладевали сложными профессиями. Многие 15-17-летние подростки ушли из школ, чтобы стать к станкам и своим трудом приблизить победу над врагом. Когда не хватало машинистов и помощников машинистов, принимали даже девочек в возрасте 15-16 лет. Поражает подвиг одной из таких юных защитниц – Марии Сусловой. Она работала старшим машинистом на поезде, перевозившем раненых. В одном из рейсов в топке перегорели колосники. Времени для ожидания помощи не было. Мария надела несколько телогреек, облилась холодной водой и вошла в горящую топку. После нескольких таких заходов она получила серьезные ожоги, но неисправность устранила. Все раненые были доставлены в госпиталь к нужному сроку.
В 1943 г. 3 665 железнодорожников Свердловской области были моложе восемнадцати лет. Молодежные бригады соревновались за право называться фронтовыми. Их девизом были слова: «В труде, как в бою!».
В первые же дни войны вернулись на свои рабочие места многие пенсионеры. Они брали шефство над молодежью.
С августа 1941 г. на железной дороге имени Кагановича (с 1943 г. – Свердловская железная дорога) развертывается массовое патриотическое движение по сбору теплых вещей для воинов Красной Армии. Всего по дороге было собрано 137 000 теплых вещей и тонны подарков.
24 декабря 1941 г. на Северо-Западный и Ленинградский фронты был отправлен первый поезд с делегацией и подарками трудящихся Свердловской области фронтовикам. Вел поезд машинист Свердловск-Пассажирский Николай Соломенников.

КРЕПОСТИ НА РЕЛЬСАХ
Главным для железнодорожников Урала стало строительство «крепостей на колёсах» - бронепоездов. Инженер Свердловской железной дороги Надежда Смирнова в октябре 1941 года предлагает создать бронепоезд. Железнодорожники трудились над его созданием после 16-18-часовых рабочих смен. Бронепоезд получил название «Свердловский железнодорожник» и был готов к 23 февраля 1942 года. Он состоял из паровоза, 6 платформ с оружием и 6 вагонов для зенитных установок, участвовал в обороне Москвы и Кубани. Был разрушен в Новороссийске во время авиаудара, но его оружие использовалось еще несколько месяцев.
Осенью 1941 г. по инициативе железнодорожников станции Чусовская, рабочих локомотивного, вагонного депо, металлургического завода было принято решение своими силами и на свои средства построить для фронта бронепоезд. 18 марта 1942 г. бронепоезд «Чусовской рабочий» вышел из заводских ворот. 29 апреля чусовской бронепоезд, переименованный в бронепоезд «Щорс», в составе 44-го дивизиона бронепоездов был отправлен на фронт.
В январе 1942 года коллектив рабочих вагонного депо Свердловск-Сортировочный выдвинул инициативу о строительстве поезда-бани для бойцов Красной Армии. Инициативу свердловчан подхватили на всех отделениях. Рабочие решили отчислять однодневный заработок и построить в свободное от работы время поезд за 25 дней. Этот уникальный подарок бойцы Северо-Западного фронта получили весной 1942 г. В составе поезда-бани было несколько вагонов: вагон-раздевальня, вагон-душевая, парильня, вагон-одевальня, склады чистого и грязного белья, дезокамера и даже вагон-клуб, где можно было отдохнуть и поиграть в настольные игры.
Ещё 24 июня 1941 года железным дорогам страны поступило указание о формировании 288 санитарных поездов. Железнодорожники Егоршинского отделения нашей дороги (им. Кагановича) своими силами построили военно-санитарный поезд из 17 вагонов. В обслуживающий персонал, насчитывающий 74 человека, вошли работники депо. Местные жители принесли 598 одеял, 714 подушек, 950 тарелок, 547 книг и другое имущество.
28 декабря 1941 года поезд вышел со станции Егоршино, прибыл в Свердловск и направился на Ленинградский фронт. С января 1942 года по апрель 1945-го ВСП № 227 совершил 40 рейсов, перевёз более 19 446 раненых, в общей сложности прошёл 152 332 км.
Артиллерийскую батарею приобрели на свои деньги инженерно-технические работники управления дороги, 85-мм зенитную пушку купил коллектив станции Свердловск-Сортировочный, построена танковая колонна «Свердловский железнодорожник», звено боевых самолетов «Егоршинский железнодорожник».
За 6 месяцев войны работники дороги внесли в Фонд обороны Родины наличными 11 миллионов рублей, проводили целевые сборы на постройку танков, самолетов, бронепоездов.

ФРОНТ ОБЕСПЕЧИТЬ! – НЕТ ВАЖНЕЙ ЗАДАЧИ
В годы войны Урал стал главной кузницей, ковавшей оружие для Красной Армии. Уже в 1942 г. Урал выдал продукции военного назначения в 3 раза больше, чем в 1940 г. По инициативе свердловчан в стране развернулось мощное движение двухсотников – рабочих, выполняющих за смену не менее двух норм. За ними появились трехсотники, пятисотники, тысячники. В вагонном участке Свердловск-Пассажирский слесарь Дубинкина ежедневно выполняла две нормы, токари Черных и Кузнецов – три, а молодой коммунист столяр Марамзин – пять.
Большое развитие получило движение тяжеловесников. Машинист Камышловского депо Ионин 23 июля 1941 г. на участке Свердловск – Камышлов провел поезд весом 3 430 тонн вместо 2 000 по норме и превысил техническую скорость на 2,5 км в час.
Машинисты депо Егоршино взяли обязательство за первые 4 месяца 1942 г. доставить 400 тяжеловесных поездов, фактически же доставили 859, то есть перевыполнили обязательство более чем в два раза. При этом только на счету машиниста Ефимова оказалось 33 тяжеловесных состава и 27 тонн сэкономленного топлива. Машинист Грошев провел 27 тяжеловесных состава и сэкономил 25 тонн топлива.
Машинисты депо Егоршино взяли обязательство за первые 4 месяца 1942 года доставить 400 тяжеловесных поездов, фактически же доставили 859.
Бригада составителя поездов Фетисова вместо 60 минут при норме формировала составы за 20-30 минут, а в отдельные дни – за 8-10. Фетисова справедливо называли гвардейцем тыла. В 1942 г. ему было присвоено звание лучшего составителя дороги, правительство наградило его орденом Ленина.
С ценной инициативой выступил дежурный по станции Гороблагодатская Куликов. Он предложил ступенчатый график развоза местного груза. В соответствии с графиком поезда стали формировать так, чтобы в пути можно было последовательно отцеплять вагоны, следующие до станции Смычка, Вагонзавод, Невьянск. Это намного ускоряло продвижение грузов для предприятий, сокращало время обработки составов на станции прибытия. Нарком путей сообщения и начальник политического управления НКПС прислали Куликову приветственную телеграмму. Он был награжден знаком «Почетный железнодорожник».
Комплексные ремонтные бригады, объявив себя фронтовыми, выполняли задания на 150-200 процентов. Рабочие ремонтировали паровозы скоростным методом за 6-8 часов при норме 14-20.
С осени 1942 г. в промышленности и на транспорте Урала получила широкое распространение еще одна форма социалистического соревнования – за получение знамен воинских частей. По просьбе Свердловского обкома ВКП(б) командование сформированной из свердловчан 3-й гвардейской дивизии учредило переходящее Красное знамя для вручения трудовому коллективу-победителю. Среди предприятий Свердловской дороги первым завоевал знамя 3-й гвардейской дивизии коллектив паровозного депо Свердловск-Пассажирский.

ЭШЕЛОНЫ ПОБЕДЫ
Еще более трудные задачи возникали перед железнодорожниками в следующие годы войны. На Урале бурными темпами продолжалось развитие промышленного производства. Уже на полную мощность работали все эвакуированные предприятия. Поэтому в годы войны перевозочные планы определялись не реальными возможностями дорог, а потребностями фронта и народного хозяйства. Например, за один 1944 г. Свердловская дорога должна была увеличить перевозки на 20 процентов, хотя технические возможностями ее оставались прежними. Но уральцы справились и с этой задачей, сделав «невозможное» возможным.
С первых дней войны тысячи свердловских железнодорожников ушли на фронт, чтобы грудью встать на защиту Родины. Еще в мае 1942 г. учитывая стратегическую роль железных дорог в войне, ГКО принял постановление о прекращении призыва в армию железнодорожников, а тех, что уже воевали, было решено демобилизовать и отправить на прежние места работы.
Успехи Красной Армии вдохновляли железнодорожников на трудовые подвиги. Зимой 1943 г. машинист углеподъемного крана на станции Свердловск-Сортировочный А.К. Черепанов начал одним краном подавать уголь в тендеры двух паровозов одновременно. До конца года он выполнил 8 годовых норм.
Путевой обходчик Свердловск-Пассажирской дистанции пути М.А. Казанцев в 1943 г. организовал бригаду из домохозяек и стал совмещать путевой ремонт с обходом пути, выполняя его во внеурочное время. Производительность труда бригады в 2 раза превысила норму.
По итогам работы за 1943 г. А.К. Черепанов и М.А. Казанцев были удостоены звания Герой Социалистического труда – первые на Свердловской магистрали.
В 1945 г. Свердловская железная дорога, в числе первых предприятий Урала, поддержала почин – за счет сверхплановой продукции создать фонд штурма Берлина. За перевыполнение заданий по всем показателям во 2 квартале 1945 г. дорога получила переходящее Красное знамя НКПС.
Родина высоко оценила труд свердловских железнодорожников в годы войны: 376 человек были награждены орденами и медалями, 654 – знаком «Почетному железнодорожнику». За участие в боевых действиях 16 свердловчан-железнодорожников стали Героями Советского Союза, еще 2 – полными кавалерами ордена Славы.

НАМ ЗАБЫТЬ НЕ ДАНО
Перед зданием ДК железнодорожников в Екатеринбурге установлен памятник, посвященный Великой Отечественной войне. На основании мемориала слова: «Вечная память воинам-железнодорожникам». На его пилонах – имена 50 наших земляков, воинов-железнодорожников, погибших в годы войны.
Свердловские железнодорожники внесли неоценимый вклад в общее дело победы. В годы военного лихолетья магистраль не останавливалась ни на секунду, неустанно работая для фронта и для страны.
В годы Великой Отечественной войны в Красную Армию было призвано более 11 тысяч работников Свердловской железной дороги. 14 железнодорожникам присвоено высокое звание Героя Советского Союза (3 посмертно), 2 стали полными кавалерами ордена Славы. 570 защитников Отечества свердловских железнодорожников награждены орденами и медалями.
А 8 мая 2015 года, в честь 70-летия Великой Победы, перед зданием Дворца культуры железнодорожников появился новый памятник - монумент «С чего начинается Родина». На памятнике каждый горожанин сможет разместить фото и историю члена своей семьи, принимавшего участие в сражениях за Родину. Таким образом, мемориал стал «народным». Монумент создан Екатеринбургским художественным фондом по заказу Свердловской железной дороги. Памятник представляет собой бронзовую скульптуру мальчика, примеряющего большую дедову шинель. Фоном центральной скульптуре служит стена с фоторамками, также выполненными из металла. В них – портреты фронтовиков, которые приносят горожане из семейных архивов.

Поезд сквозь войну

Главные новости города

© 2002 - 2020 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2020 Официальный портал г.Екатеринбурга
Яндекс.Метрика