Поиск:
15:09, 20 июня 2021, воскресенье
Версия для слабовидящих
Администрация Железнодорожного района

Гремя огнем, сверкая блеском стали

Свердловский хлебокомбинат - самый первый хлебозавод на Урале. В 1920-е года прошлого века новая страна выбрала курс экстенсивного развития, и на стройки городов и заводов хлынул поток деревенского люда. На государственном уровне было принято эпохальное решение: с целью обеспечения больших населенных пунктов питанием строить для выпечки хлеба специальные заводы. Наступило время большого промышленного хлеба.
Сегодня здание бывшей Фабрики-кухни, выполненное в стиле конструктивизма, признано памятником архитектуры регионального значения. Это здание на улице Свердлова, 8 является частью современного Хлебкомбината «СМАК».

Великая Отечественная война внесла коррективы в работу и самого мирного производства. В декабре 1941 года в помещении фабрики-кухни было организовано макаронное производство. Через год хлебозавод и макаронная фабрика объединились в Хлебомакаронный комбинат. Подъездные железнодорожные пути от станции «Свердловск-Товарный» заходили прямо на территорию комбината, поэтому отгрузка сухарей, лапши шла быстро и без задержек: для фронта, для победы! За это время на заводе испекли более 134 тысяч тонн хлеба и булочек, сделали более 8 тысяч тонн лапши!

На заводе трудились, по большей части, женщины. Как и многие уральцы в тылу, работницы посильно помогали армии: вязали варежки и носки солдатам, собирали для них тёплые вещи, подписывались на государственные займы...

Однажды весь комбинат всколыхнула идея поддержать фронт настоящим оружием: купить и направить на передовую боевой танк! Сбор средств на новый танк стал самым важным и общим делом для всего коллектива завода. И вот, весной 1943 года с экипажем во главе с командиром Кириллом Ивановичем Байдой, танк был отправлен на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Практически у каждой работницы комбината кто-то из близких ушёл на фронт, поэтому купленную боевую машину назвали «Фронтовая подруга».

Несколько месяцев бойцы храбро сражались с врагом. Но во время битвы на Курской дуге, при прорыве оборонительной полосы, уральская «Подруга» была подбита. За этот бой его раненый командир, старший лейтенант Кирилл Байда, был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Письмо с фронта, в котором танкисты рассказывали о последнем бое своей верной «Подруги», прошло по цехам завода. Ответом на него стал новый сбор средств, который объявили работницы комбината. И вскоре для Кирилла Байды и его экипажа на фронт отправилась новая «Фронтовая подруга», младшая «сестра» первой. Почти год танк участвовал в сражениях, приближая победу. Но внезапно переписка оборвалась, и лишь спустя многие годы уральские пекари узнали, что 30 июля 1944 года вместе со своим командиром «Фронтовая подруга» погибла в районе Старого Самбора в Карпатах…

История о подвиге работников Свердловского хлебозавода и отважного танкового экипажа «Фронтовой подруги» известна не одному поколению, и современные заводчане хранят эту историю в памяти и передают следующим поколениям как пример мужества и героизма.

 

Гремя огнем, сверкая блеском стали

Главные новости города

© 2002 - 2021 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2021 Официальный портал г.Екатеринбурга
Яндекс.Метрика